Как человеческий мозг мешает думать о смерти

mozg

 

Смерть – логическое завершение любой жизни на земле. И если среднестатистический человек с теми или иными чувствами всё же готов принять кончину близкого, то о своём безвременном уходе он зачастую и не задумывается. Психологически подсознание блокирует мысли о собственном летальном исходе. Почему так происходит? Данный вопрос уже около четырёх десятков лет обсуждается в научном сообществе. Была даже принята Теория управления страхом смерти (Terror Management Theory), согласно которой людям настолько тяжело думать о собственной смерти, что в организме автоматически включается защитный механизм, препятствующий появлению подобных мыслей.

Каждая гипотеза ждёт, чтобы её подтвердили или опровергли. Именно этим занялся израильский невролог Яр Дор-Зидерман из Университета имени Бар-Илана в 2019 году. Он провёл очень интересный эксперимент подтверждающий существование органического защитного механизма. Но, поскольку исследование пока единственное в своём роде, нельзя говорить с уверенностью о полном доказательстве. Дабы исключить схоластическую ошибку эксперимент следует повторить с видоизменениями в других лабюораториях.

Содержание:

Эксперимент Дор-Зидермана

О результатах эксперимента невролог Дор-Зидерман поведал в журнале NeuroImage. Здесь же он сообщил, что главной целью исследования было доказать возникновение когнитивного диссонанса у любого человека при упоминании его собственной смерти. За основу был взят зрительный фактор. Предполагалось, что мозг испытуемого блокирует любую информацию о своей кончине, а значит на любых картинках похоронной тематики он просто перестанет ассоциировать или узнавать себя. Даже если в исследовании будут участвовать не условные изображения, а фотографии с альбома, но размещённые в траурной обстановке, реципиент перестанет их отождествлять с собственной персоной.

Первый этап

На первом этапе испытуемому показывали фотографии с человеческими лицами. Для отправной точки брали незнакомых субъектов, никоим образом не связанных с реципиентом. Далее, с помощью компьютерных графических программ, в каждое фото вносились небольшие коррективы с целью сгладить различия и придать изображениям схожесть с обликом тестируемого. На какой-то стадии эксперимента человек уже начинал распознавать собственные особенности в чужих лицах. Этот момент фиксировался.

Второй этап

На втором этапе распознавание лиц на фотографиях усложнялось наличием фоновой информации на похоронную тематику. Например, на изображении могла появиться траурная лента, само лицо было размещено на надгробии или же человек стоял возле ритуального венка/ гроба. По предположению Дор-Зидермана, диссоциация собственной личности со смертью должна была привести к снижению узнаваемости собственных черт лица на картинках. Так и случилось. При этом угадывание известных личностей в подобной обстановке происходила с той же скоростью, что и на первом этапе.

Результаты эксперимента

Проведённый эксперимент подтвердил наличие некоего защитного механизма в организме человека. Как следствие, собственную смерть людям тяжелее принять и осознать, чем чужую. Блокировка мыслей о личном летальном исходе в конце жизни проходит неосознанно и включается независимо от прочих факторов.

При этом сам израильский невролог сам озвучивает ряд аспектов, по которым исследование не может приниматься как единственно верное доказательство выдвинутой теории:

  1. Поскольку эксперимент проводился единожды, не установлена корреляция между появлением внутреннего защитного механизма и расой, вероисповеданием, национальными и культурными особенностями, гендерной и социальной принадлежностью, возраста и т.п.
  2. Невозможно результаты одного эксперимента экстраполировать на всё человечество, не выяснив, как внешние факторы и эмоциональный настрой влияют на внутренние процессы в человеческом организме.
  3. Сам процесс включения защитного механизма досконально не изучен. От чего зависит его наличие – от воспитания, среды общения или он встроен на генном уровне? Есть ли возможность его усиления или отключения психотропными или медикаментозными средствами?

К обсуждению данных исследования подключились и коллеги Дор-Зидермана. Ими был выдвинут ряд ключевых вопросов по поводу регулирования страха смерти. Как следует относиться к встроенному защитному механизму – как к благу или недостатку? Как изменится жизнь человека, если данный барьер будет преодолён – сможет ли отдельная личность с тем же самым успехом решать повседневные задачи или зациклится на осознании своей смертности?

Семейное ритуальное бюро РЕЛИКВИЯ всегда готово помочь с предоставлением услуг во всей похоронной сфере. По всем имеющимся вопросам, касающимся ритуальной сферы, обращайтесь к нам круглосуточно.