История самого исполняемого Реквиема

noty-mocart

Погребальную католическую мессу именуют Реквиемом по первым строкам молитвы о спасении души скончавшегося «Requiem aeternam dona eis, Domine». Самой известной и чаще всего исполняемой на похоронах музыкальной композицией продолжает оставаться произведение Вольфганга Амадея Моцарта. Ценители искусства великого композитора утверждают, что в части «Lacrimosa» («Слёзная») даже слышится дыхание умирающего человека. Впрочем, не только своей натуралистичностью знаменит этот Реквием.

Содержание статьи:

Таинственный гость в чёрном

Где-то за полгода до кончины Моцарта в двери его дома постучали. Посетителем был странный человек в чёрном сюртуке, что заказал написание отходной католической мессы. Драматизма ситуации прибавляли большая сумма задатка (50 дукатов), пожелание заказчика оставить в тайне создание столь масштабной композиции и сумеречный визит. Спустя какое-то время Вольфгангу даже стало казаться, что история о госте выдуманная, навеянная приёмом лекарств, содержащих ртуть. Ведь заказчик не напоминал о себе – только его деньги свидетельствовали о реальности произошедшего.

mozart

«Requiem aeternam dona eis, Domine»

В свою очередь композитор тоже не особо рвался выполнять странный заказ. С одной стороны, у него уже более 10 лет не было практики написания католических месс. С другой – он был занят написанием опер «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», а также кларнетовым концертом для Штадлера. Наконец, связанный первичным взносом и подталкиваемый своей женой Констанцией, маэстро приступил к написанию Реквиема. Произведение давалось ему тяжело ввиду существенного ухудшения здоровья и нежелания в будущем видеть на своей композиции чужое авторство. А ведь именно потому была заплачена такая большая сумма и сам заказ был окружён таинственностью.

Кто же был таинственным посетителем в чёрном, которого сам Вольфганг порой называл Дьяволом? Это был управляющий из дома графа Франца фон Вальзегга. Пришёл он по поручению своего хозяина, который тяжело переживал смерть своей жены, Анны фон Фламберг. Дабы память о его супруге осталась на века, дворянин решил заказать создание Реквиема по смерти своей дражайшей половины у известного композитора, а само произведение выдать за своё. Так он поступал не раз, оплачивая сочинения других музыкантов и выдавая их за свои. Вот только для Моцарта подобное соглашение было впервые в жизни. Если бы не безденежье, нуждающееся состояние семьи и болезненность маэстро, вряд ли бы он согласился на подобное. Не удивительно, что сам Вольфганг остро переживал условия заключённой сделки, терзался угрызениями совести, что в конце концов спровоцировали душевную болезнь.

Реквием накануне смерти…

Постепенно втянувшись в создание нового произведения, австрийский композитор дни и ночи проводил над партитурой. В муках рождалось это прощальное творение Гения. Констанца, видя все безумства своего мужа, даже отбирала ноты, чтобы у того был хоть какой-то отдых. Однако супруг вёл себя как сумасброд, отказываясь даже вести учеников и всецело занялся сочинительством.

Изнурительный труд подорвал и без того слабое здоровье Моцарта. Недолгая поездка на воды в Баден принесла некоторое облегчение, однако вернувшись к Реквиему маэстро вновь почувствовал недомогание. Уже 20 ноября 1791 года Вольфганг Амадей слёг и не мог сам встать по нужде из-за ужасно распухших конечностей. Следующими симптомами были рвота, высокая температура, высыпания на теле, сбои в работе сердца и нервной системы. В ужасных мучениях умирал известный композитор. За его страданиями наблюдали врач, жена Констанца и маленький сын Карл… Таковой в те годы была смерть от «острой просовидной лихорадки», ныне называемой «острая ревматическая лихорадка».

Причастен ли Сальери?

salieri

Наличие рвотных масс и ужасное состояние Вольфганга перед смертью дали волю слухам об отравлении. Развивая дальше эту версию смерти российский поэт А. С. Пушкин создал собственную «Маленькую трагедию», в которой уже осознанно обвинил другого композитора, Антонио Сальери, в подсыпании яда в бокал Моцарта. Основаниями для этой несуразицы стали высказывания Леопольда, отца маэстро, которому последний в письмах жаловался на ненавистного итальянца.

На самом деле Антонио Сальери в какой-то мере даже превосходил талантом известного музыканта. В его учениках ходили такие известные личности, как Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист и даже Франц Моцарт, младший сын Вольфганга Амадея. Вот только несладко было творить трудолюбивому итальянцу при австрийском дворе, от чего и получал несправедливые упрёки от довольно таки завистливого Моцарта.

Когда театральная постановка пушкинской пьесы дошла до Италии, то соотечественники Сальери глубоко возмутились исторической несправедливостью высказанных обвинений. Уже в 1997 году суд Милана, после подробного изучения всех обстоятельств смерти В. А. Моцарта, признал обвинения в сторону А. Сальери клеветой и таким образом очистил доброе имя музыканта.

Посмертное завершение Реквиема

По смерти Моцарта Реквием так и остался недописанным. Однако заказчик требовал исполнения взятых обязательств. Констанце надо было решать – либо отдавать задаток, либо изыскивать способы завершить траурную мессу. Поскольку денег у семьи не было, супруге маэстро пришлось избрать второй вариант. Вначале она обратилась к Йозефу Эйблеру. Но тот, испробовав несколько вариантов оркестровки, вскоре отказался от доработки произведения.

С просьбой закончить Реквием супруга Вольфганга обращалась ещё к нескольким музыкантам, но только ученик Моцарта Ксавьер Зюсмайер согласился продолжить дело мастера. Хотя его версия композиции отнюдь не совершенна, следует помнить, что лишь он согласился на сей тяжкий труд и только благодаря ему мы можем наслаждаться звучанием уникальной траурной мессы.

Наши современники неоднократно пытались по-своему дописать незавершённую версию Реквиема. Как отмечают критики, лучше всего это удалось сделать Ричарду Мондеру. В своей подаче композитор усилил торжественность духовых аккордов, доработал фугу в экспозиционном разделе и оставил бассетгорн, частично заменяющий флейту, гобой, валторну и кларнет. Последний каприз был отголоском раннего увлечения Моцарта массонством.

Использование Реквиема

Реквием Моцарта был сыгран на похоронах Иоганна Штрауса І его сыном, Иоганном Штраусом ІІ. Также траурную мессу можно услышать в фильмах:

  • Овод (1980, реж. Николай Мащенко);
  • Амадей (1984, реж. Милош Форман);
  • Большой Лебовски (1998, реж. братья Коэн);
  • Люди Икс 2 (2003, реж. Брайан Сингер);
  • Древо жизни (2011, реж. Терренс Малик);
  • Россомаха: Бессмертный (2013, реж. Джеймс Мэнголд).

Ритуальное бюро РЕЛИКВИЯ всегда готово помочь вам с организацией похорон или кремации. Мы также можем организовать присутствие траурного оркестра на похоронной церемонии, доставку всех ритуальных товаров. Полный комплекс услуг. Звоните нам в любое время. Проконсультируем. Поможем.