Святые гробокопатели: Христианские покровители похоронного дела

grobokopat

 

В календаре христианских праздников отдельное место отводится дням, в которые почитают умерших праведников. Если почивший был лицом мирским, то он удостаивается посмертного звания святого, если же при жизни принят монашеский постриг – то преподобного. Их роль – быть заступниками и посредниками для живущих перед Богом в отдельной, определённой для них парафии. Известно, что, каждый Храм, местность, ремесленные люди имеют своих святых. Роженицы, больные, воины, страждущие – все они обращаются к своему покровителю за помощью и благоволением Отца Нашего Небесного.

Содержание:

Несведущему человеку такое обилие святых и преподобных в христианстве, вознесение к ним молитв, может показаться истоками языческой веры. На самом деле всё не так. Ведь Создатель продолжает оставаться единственным, по чьей воле всё происходит. А установление для каждой житейской отрасли своего защитника лишь показывает, что Всевышнему не безразличны люди, одолеваемые определённой хворью, занимающиеся определённым делом, проживающие в определённом населённом пункте. Отсюда и наличие покровителей у работников ритуальной сферы означает, что ремесло это достойное, необходимое и богоугодное.

Марк Печерский, святой гробокопатель

mark-pecherskiy

Случается, что при жизни праведный человек занимался богоугодным делом, от того и после смерти его ставят покровителем данного ремесла. Так случилось с преподобным Марком Печерским или Марком Гробокопателем, жившим на стыке XI-XII веков. Приняв монашеский сан ещё юношей, он стал в Киево-Печерской лавре заниматься захоронением усопших. При этом все свои деяния он сопровождал молитвами, в быту же соблюдал положенные обеты и вёл благочестивую жизнь.
Самым сложным в работе Марка было рытьё могил необходимых размеров. Всё дело в почве киевских холмов – она была достаточно каменистой, что усугубляло выкапывание ямы. Не смотря на затрачиваемые каждый раз чрезмерные усилия, монах не роптал на свою долю, а с должным смирением выполнял возложенную на него миссию.
Известны и чудеса, случившиеся во время жития преподобного.

Первое чудо

Случилось так, что из-за непогоды Марк никак к сроку не мог выкопать могилу, чтобы усопшего похоронить со всеми почестями на третий день по смерти. Взмолился тогда монах, испросил своего скончавшегося собрата во Христе обождать, не спешить со смертью. Ожил почивший, просидел рядом с гробокопателем всё то время, что тот рыл яму, да и отдал после этого Богу душу.

Второе чудо

Второй раз завершить работу в срок Марку помешала усталость. Выкопал он углубление в горе ровно для того, чтобы уложить тело умершего, а затем тут же и заснул. Когда монахи стали хоронить усопшего, то оказалось, что нет возможности провести полный обряд последования мертвенного над уложенным собратом по вере. Тогда покойник собственной рукой зачерпнул елей и уже в могиле сам себя осенил крестом.

Антоний Великий, покровитель католических гробовщиков

antoniyНе каждый святой занимался при жизни тем самым ремеслом, которому покровительствовал после своей смерти. Иногда лишь одно свершившееся чудо или отдельный случай в биографии становились поводом причислить его к заступникам людей, занимающихся определённым делом. Именно так Антоний Великий был причислен Римской Католической Церковью к похоронной отрасли, хоть сам и не был гробокопателем. Всё дело в том, что местом его длительного проживания в пустыне и отречения от всего мирского была гробница.

Святой Антоний проживал в те далёкие годы, когда христианство ещё не было разделено на Западную и Восточную ветви. Его жизнь в III-IV веках н. э. рядом с людьми была полна искушений. Дабы не впасть в грех и соблюсти благочестие, Антоний решил уединиться в пустыне. Затворническую жизнь он стал вести в заброшенной гробнице, постился там, молился и испрашивал благословения у Господа. Однако демоны и там одолевали праведника, совращали его миражами, сбивали с пути истинного, пугали скорпионами и гадами. Сюжет искушения Святого Антония в пустыне многие известные художники запечатлели на своих полотнах – Иероним Босх, Микеланджело Буонарроти, Сальвадор Дали, Иоахим Патинир, Стефано ди Джованни Сассетта.

Святой Антоний считается одним из первых «теоретиков монашества». Именно им были введены устав принимаемой добровольно схизмы и правила поведения в отношении случайно забредших в его обитель людей – оказание посильной помощи, наставление на путь праведный и т. п. Хотя затворник считается покровителем гробокопателей в католицизме, следует не забывать, что он жил задолго до раскола Церкви. Поэтому православные верующие также могут ему молиться и испрашивать заступничества.

Святой Рох, защитник тяжело больных и покровитель похоронного дела

У католиков имеется ещё один мученик, которому молятся работники погребальной отрасли. В данном случае святой Рох относится исключительно к Римской Христианской Церкви. Рождённый в Монпелье, он с детства был отмечен печатью Господа – крестообразным родимым пятном на груди. Ещё не достигнув своего совершеннолетия Рох потерял обоих родителей. От отчаяния он раздал всё своё имущество беднякам, а сам отправился паломником к папскому престолу в Риме.

На всём протяжении паломнического пути к Роху стекались страждущие и хворые. Для каждого он находил слова утешения и молитву. Своей верой в благодеяния Всевышнего странник исцелял больных чумой, страшной болезни тех времён. Во множестве итальянских городов – Мантуе, Римини, Новаре, Парме – сохранились сказания о производимых Рохом чудесах, внезапном исцелении тяжело больных. Когда сам паломник обнаружил у себя зловещие бубоны, он уединился в лесу, дабы не распространять заразу среди населения. Мучимый голодом и жаждой, Рох не переставал молиться за себя и ближних. И вот к нему наш Отец Небесный послал бездомную собаку с куском хлеба. Подкрепившись им и выпив воды из ручья, святой исцелился и стал дальше проповедовать христианство.

На обратном пути из странствий паломник был заключён в тюрьму города Мантуя, где пробыл последние 5 лет своей жизни. Только после смерти его тело опознали по характерному родимому пятну и вскоре причислили к лику святых. В самом начале ему молились только хворающие и страждущие. Однако, когда через сто лет после кончины Роха на Европу вновь обрушилась чума, он стал официальным покровителем тяжело больных. У него испрашивали избавления от тяжких мук – скорейшего выздоровления или спокойной, тихой кончины. Последний фактор и сыграл свою роль в отождествлении святого с похоронным делом.

Покровители ритуальной отрасли в XXI веке

В наши дни работниками ритуальной сферы являются не только копачи могил, но также похоронные агенты, носильщики гроба, изготовители траурных аксессуаров, водители для перевозки ГРУЗА 200,  и т. д. Каждый из этих людей желает, чтобы его труд был благословлён Всевышним и потому, при случае, молится своему заступнику – Марку Печерскому, Антонию Великому или святому Роху.