Саван

САВАН

 

Полог, наложенный на тело покойного при погребении, называется саваном. У многих народов он считается обязательным похоронным атрибутом. Нагробное покрывало может иметь различную расцветку, содержать рисунки и надписи, быть украшенным вышивкой или даже стразами. Не смотря на межнациональные и конфессиональные различия, используется саван одинаково.

Содержание статьи:

Из истории савана

Происхождение своё слова «саван» берёт с Древнего Востока. Давным-давно в арабском городе Сабана (Савана) ткали чудесное белоснежное полотно. Оно было настолько безупречно сделанным и кипенно-белым, что только его стали использовать для погружения мёртвого тела в могилу. Чистая снежно-белая ткань словно бы олицетворяла чистоту помыслов покойного, избавленного от земных страстей и всеми своим чувствами обращённого к Богу.

На самом деле и в более ранних захоронениях археологи наблюдают обрядовое оборачивание трупа в светлую материю. На Руси даже в общую могилу старались класть покойного, обёрнутого в саван. Известно распоряжение Петра I от 1723 года, в котором он запрещал использование древесины на гробы и требовал упокоения лишь тканном мешке. Пояснение такому указу было следующее: негоже тратить казённое добро на гниение». Впрочем, сам самодержец Российский был через пару лет похоронен в привычной домовине, вопреки своему же запрету.

Материал для изготовления

Выбор материи на саван зависит от региональных особенностей. Так, в Европе более привычными считались шерсть, лён и конопля, а в Азии – шёлк и хлопок. Использование более экзотических тканей свидетельствовало о высоком статусе покойного. Например, в Дании и Австрии встречаются захоронения, где нагробное покрывало изготовлено из крапивы – прямо как в сказке Г. Х. Андерсена «Двенадцать лебедей».

Овцеводы Англии и Шотландии в середине XVIII века были обеспокоены ввозом более дешёвых хлопковых тканей из Индии. Дабы не подорвать британскую экономику и поддержать местных производителей на уровне парламента был принят указ, по которому саваны следовало изготавливать только из шерсти.

саван

Саван в различных конфессиях

При погребении саван, кроме основной функции покрытия тела, может использоваться и в иной ипостаси. Это зависит от местных ритуалов и конфессиональной принадлежности умершего.

Старообрядчество

Для упокоения староверов используется кусок материи в 2 роста скончавшегося. Его складывают пополам по ширине и сшивают до длинному и короткому бокам. Швами кладут псевдо-мешок вниз и в ноги, затем в него укладывают покойного. Такой саван относит нас к языческим временам, когда усопшего отправляли в ладье по реке времени в небытие.

Головой почивший упирается в сгиб ткани, на спину и ноги приходятся швы. Руки покойного располагают на груди, в них вкладывается лествица – своего рода чётки. Тело с обоих боков укрывается саваном, края материи сшиваются. Начинают стежками крест-накрест зашивать умершего с ног. Когда доходят до шеи, то крупными стежками проходят по периметру материи и стягивают её вокруг лица. Получается, что мёртвый оказывается, как бы в коконе, откуда виден только его лик.

Далее за шею заводится бечева, оба конца которой последовательно перекрещивают на груди, в районе таза и у самых ног. Такое обрядовое пеленание напоминает погребальный саван Лазаря, того самого, которого Христос воскресил на смертном одре.

Православие

Традиционное погребение православного не обходится без похоронного покрывала в полный рост покойного, шириной до 1 метра. Ткань выбирают лёгкую, белого, молочного или серебристого цвета. Помимо вышивки и кружев на пологе часто можно увидеть принт с цитатами из Священного Писания, изображения Богоматери, Христа или церкви. Во время прощания саван покрывает только нижнюю часть тела. Перед самым закрытием гроба его расправляют и накрывают им чело.

Западные христианские течения

Католики, баптисты и другие христианские течения западного направления используют саван на похоронах факультативно.

Ислам

У мусульман несколько иное отношение к савану. Это скорее не покрывало на тело, а посмертная одежда. Посудите сами, умершего мужчину оборачивают в три отреза ткани:

  • Камис – нательную рубаху без швов;
  • Изору – отрез ткани, которым оборачивают торс правоверного;
  • Лифофу – последний, самый длинный кусок материи.

Голову уважаемого человека дополнительно покрывают чалмой.

У женщин одеяние ещё сложнее. Помимо перечисленных отрезов погребальной материи используются:

  • Химор – платок на голову;
  • Синабанд – лоскут пол нательную рубаху, которым укрывают торс скончавшейся от подмышек до колен.

Даже в бедных семьях стараются обернуть почившего как минимум в два лоскута ткани. При этом, если лифофа оказывается короткой, стремятся в первую очередь покрыть голову покойного, а ноги позволительно оставить голыми. Для малолетних детей используют также два отреза полотна. Одним лоскутом укрывают скончавшихся новорожденных или плод, что вышел из женщины после выкидыша. Погибшего шахида (мусульманина, исполнившего джихад) хоронят в том же одеянии, которое было на нём во время смерти, и покрывают одним слоем материи.

Каких-либо ограничений на саму ткань не накладывается. В ход идут ситец, бязь, сатин, атлас и другие материалы. Единственно, стараются для нательных одеяний использовать более мягкое полотно, а для наружного применения – плотное. Хотя хоронить в обычной одежде принявшего ислам было не принято, ныне всё чаще игнорируют данное правило. Правда, стараются костюм или платье для покойника подбирать в траурной расцветке – белого, чёрного, зелёного или фиолетового окраса.

Иудаизм

В иудаизме приветствуют простоту и скромность. Богатые евреи облачаются в те же одежды после смерти, что и бедные. В классическом варианте после омовения обнажённого тела несколькими вёдрами воды, умершего оборачивают в 12-тиметровый отрез ткани и укладывают после этого в обычный деревянный гроб.

Индуизм

Погребальное одеяние индуса состоит из двух частей:

  • нательного лоскута материи, в который заворачивают почившего после омовения;
  • наружного плотного покрывала, напоминающего с виду циновку.

Традиционно похоронная церемония совершается на берегу реки Ганг или другой, что находится по соседству с жильём умершего. Скончавшегося обмывают в священных водах, а затем укладывают на погребальный костёр. Перед самым поджиганием дров верхнее покрывало снимается, застирывается и уносится с собой роднёй усопшего.

Народное творчество: пословицы, поговорки

О белом саване можно встретить упоминания и в устном народном творчестве:

  • Жил славой, а умер – чужой саван. Пословица учит задумываться о своём последнем дне. Если гнаться только за величием и славой, то можно остаться в конце жизни у разбитого корыта.
  • Спохватился Савва, когда жена пошила саван. Лучше вовремя одуматься и встать на путь истинный, чем ждать у моря погоды.
  • Зима укрыла землю белы саваном. Как природа увядает, растения отмирают, звери уходят в спячку под землю, так и человек после своей смерти упокаивается под белым пологом в гробу.

Ритуальное бюро РЕЛИКВИЯ всегда готово Вам помочь с организацией похорон человека любого вероисповедания. Организуем перевозку тела, поможем подобрать все ритуальные товары, организовать похороны и поминки. Звоните в любое время.